Totalul afişărilor de pagină; © Copyright 2012-2015 Vlad. Mischevca: Toate drepturile rezervate

10 sept. 2012

„Gagauziya” – sfidează sau (şi) submină Republica Moldova?




Profesorul Anatol Petrencu a abordat recent câteva subiecte actuale din viaţa politică a concetăţenilor noștri găgăuzi, mai bine zis a conducerii de la Comrat, care manifestă dispreţ faţă de Legislaţia Republicii Moldova, adresând întrebarea, deloc retorică – „de ce nimeni din oficialii noştri nu l-a tras de mânecă pe Formuzal, în sensul că nu face bine ceea ce face?”
Vorba este despre o acţiune impertinentă, de pe data de 29 august 2012, când başcanul Găgăuziei Mihail Formuzal, alături de Stepan Topal – etichetat drept „primul preşedinte al republicii găgăuze”, au înmânat unor membri ai comandoului de la Tiraspol, veniţi în Moldova în 1990 (în cadrul aşa-zisei „campanii găgăuze”), medalia „20 de ani ai REPUBLICII GĂGĂUZIA”. http://anatolpetrencu.promemoria.md/?p=578

Despre această manifestare au relatat pe larg mass-media de limbă rusă, dar nu s-a dat o apreciere heraldică, din punctul de vedere al însăşi legitimităţii acestei decoraţii impostoare în sistemul faleristic naţional al Republicii Moldova. M.M. Formuzal a afirmat la postul de Radio Vocea Rusiei: „Astăzi putem spune Găgăuzia este un stat în interiorul Republicii Moldova. Un stat, cu toate atributele sale de putere: stemă, drapel, imn, decoraţii  de stat...
Existenţa pe teritoriul Republicii Moldova, a unei autonomii dacă nu este de jure, este de facto - o federație”.


Приднестровцы получили медали "20 лет Гагаузской Республике"
            29 августа жители Приднестровья, участвовавшие в «гагаузском походе» в 1990 году, были награждены государственными наградами Гагаузии - медалями «20 лет Гагаузской Республике». 
В торжественной церемонии награждения приняли участие Башкан Гагаузии Михаил Формузал, Президент Приднестровской Молдавской Республики Евгений Шевчук, Первый Президент Гагаузской Республики Степан Топал, Председатель Верховного совета Гагаузской Республики Михаил Кендигелян, а также начальник Главного управления строительства, развития инфраструктуры и коммуникаций Гагаузии Петр Златов.
Глава Гагаузской автономии обратился к собравшимся в зале со словами приветствия и благодарности. «22 года назад многие из вас оставили свои семьи, чтобы прийти на помощь гагаузскому народу. Низкий вам поклон за то, что вы совершили этот мужественный поступок, спасший тысячи жизней жителей Гагаузии, ваш подвиг не будет забыт никогда!», - заявил Башкан. Михаил Формузал подчеркнул, что вручение наград защитникам гагаузского народа состоялось при поддержке Президента ПМР Евгения Шевчука.
Первый Президент Гагаузской Республики Степан Топал от имени всего гагаузского народа выразил благодарность участникам «гагаузского похода».
Михаил Кедигелян, в свою очередь, отметил, что собравшиеся в зале являются не только свидетелями, но и активными участниками становления Гагаузской автономии. «Еще неизвестно, состоялась ли Гагаузия, если бы не помощь Приднестровья в сложном 1990 году. В 90-ом году мы вместе остановили фашизм, национализм, который нам в то время насаждали насильно, без согласия народа», - подчеркнул Кендигелян.
Участники «гагаузского похода» получили государственные награды Гагаузии из рук Степана Топала и Михаила Кендигеляна.”  http://www.gagauzia.md/newsview.php?l=ru&idc=390&id=3695

в Тирасполе большая группа приднестровцев была удостоена юбилейных медалей "20 лет Гагаузской республике", пишет "НИКА-пресс". Награды вручали лидеры гагаузского народно-патриотического движения, бывший президент и председатель Верховного Совета непризнанной ГР Степан Топал и Михаил Кендигелян. Присутствовавший на мероприятии башкан АТО Гагауз Ери Михаил Формузал отметил, что вмешательство общественных организаций Приднестровья в события на юге в октябре 1990 года во многом повлияло как на условия жизни региона в период до признания его особого правового статуса, так и на содержание pакона, определяющего взаимоотношения автономии с центром. Глава АТО также сообщил, что решение о награждении было принято в Комрате еще накануне двадцатилетнего юбилея ГР, который был широко отпразднован 19 августа 2010 года, однако по некоторым причинам тогда процедуру пришлось отложить до лучших времен. На просьбу раскрыть обстоятельства двухлетнего опоздания с вручением наград Формузал предпочел ограничиться замечанием о несогласованных действиях комратских и тираспольских чиновников. Известно, впрочем, что представители гагаузской администрации задолго до юбилея пытались на высоком уровне согласовать с властями Приднестровья дату вручения медалей, однако в итоге вынуждены были свернуть инициативу как несвоевременную.
Медали "20 лет Гагаузской республике" - более двух тысяч штук - были изготовлены в середине лета 2010 года, пишет в своем комментарии "НИКА-пресс". Заказ размещался, естественно, на одной из близких территорий и втайне от властей Молдавии.
http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/moldova/1569407.html

logo
20.08.2012. Радио Голос России
по телефону - Формузал Михаил Макарович, глава автономного территориального образования Гагаузия.
Ведущий - Максим Шалыгин.
„Формузал: Если говорить о сегодняшнем дне, то вся Гагаузия празднует 20-летие Гагаузской Республики. 20 лет назад гагаузский малочисленный народ, 155 тысяч человек, провозгласил свою независимость. И именно события 20-летней давности стали основанием для получения статуса автономии в составе Республики Молдова. И сегодня мы можем говорить о том, что Гагаузия - это государство внутри Республики Молдова. И государство со всеми своими атрибутами власти: герб, флаг, гимн, государственные награды...
Наличие на территории республики Молдова автономии - это уже не де-юре, но де-факто, это уже федерация.”




LEGE Nr. 86
din  28.07.2011
cu privire la simbolurile publice
Publicat : 04.10.2011 în Monitorul Oficial Nr. 164-165     art Nr : 478
Data intrării în vigoare : 01.01.2012

EXTRASE:

În scopul promovării unei politici de stat unitare în domeniul simbolurilor publice,
    Parlamentul adoptă prezenta lege organică.

    Articolul 1. Domeniul de reglementare
    Prezenta lege reglementează raporturile juridice care ţin de înregistrarea, protecţia juridică şi utilizarea simbolurilor publice aferente domeniilor: heraldic, vexilologic, imnologic, sigilografic, faleristic şi uniformistic.

Articolul 3. Noţiuni principale
    În sensul prezentei legi, următoarele noţiuni principale semnifică:
însemne faleristice – ordine, medalii, cruci, insigne şi alte însemne publice cu caracter de distincţie a meritelor personale sau colective;

Articolul 5. Simbolurile teritoriale
    (1) Simboluri teritoriale sînt:
    a) stema;
    b) drapelul;
    c) imnul;
    d) sigiliul armoriat;
    e) însemnele faleristice;
    f) însemnele de funcţie ale persoanelor oficiale: insigne, colane, eşarfe etc.;
    g) alte embleme vizuale sau auditive cu caracter oficial.
    (2) Simbolurile teritoriale se aprobă prin decizii ale autorităţilor deliberative de nivelul întîi şi, respectiv, de nivelul doi după avizarea lor de Comisia Naţională de Heraldică. Simbolurile teritoriale ale unităţilor teritoriale autonome cu statut special se aprobă prin hotărîri ale autorităţilor reprezentative şi deliberative ale acestora după avizarea lor de Comisia Naţională de Heraldică.
    (3) După aprobarea simbolurilor teritoriale şi a simbolurilor teritoriale ale unităţilor teritoriale autonome cu statut special de către autorităţile prevăzute la alin. (2), Preşedintele Republicii Moldova emite decrete privind introducerea în uz şi înregistrarea lor în Armorialul General al Republicii Moldova.
    (4) Regulamentele şi instrucţiunile de utilizare (de reproducere, de executare etc.) a simbolurilor teritoriale se elaborează de către beneficiar în baza documentelor-tip întocmite de Comisia Naţională de Heraldică şi se aprobă de autoritatea deliberativă a unităţii administrativ-teritoriale respective, după avizare în această comisie. Regulamentele şi instrucţiunile de utilizare (de reproducere, de executare etc.) a simbolurilor teritoriale ale unităţilor teritoriale autonome cu statut special se aprobă prin hotărîri ale autorităţilor executive ale acestora după avizarea lor de Comisia Naţională de Heraldică.
    (5) Posesori ai simbolurilor teritoriale sînt unităţile administrativ-teritoriale respective. Dreptul de dispoziţie asupra simbolurilor teritoriale aparţine autorităţilor reprezentative ale acestor unităţi.
    (6) Simbolurile teritoriale fac parte din domeniul public al statului şi sînt inalienabile, insesizabile şi imprescriptibile.

Статья 5. Территориальные символы
    (1) Территориальными символами являются:
    a) герб;
    b) флаг;
    c) гимн;
    d) гербовая печать;
    e) фалеристические знаки;
    f) должностные знаки официальных лиц: значки, цепи, перевязи и др.;
    g) другие визуальные или звуковые эмблемы официального характера.
    (2) Территориальные символы утверждаются решением правомочных органов власти соответственно первого уровня и второго уровня после дачи заключения Национальной комиссией по геральдике. Территориальные символы автономных территориальных образований с особым статусом утверждаются решением их представительных и правомочных органов власти после дачи заключения Национальной комиссией по геральдике.
    (3) После утверждения территориальных символов и территориальных символов автономных территориальных образований с особым статусом предусмотренными в части (2)  органами Президент Республики Молдова издает указы о введении их в обращение и регистрации в Общем гербовнике Республики Молдова.

    (4) Положения и инструкции об использовании (воспроизведении, исполнении и т.п.) территориальных символов разрабатываются пользователем на основе типовых документов, составленных Национальной комиссией по геральдике, и утверждаются правомочным органом соответствующей административно-территориальной единицы после дачи заключения указанной комиссией. Положения и инструкции об использовании (воспроизведении, исполнении и т.п.) территориальных символов автономных территориальных образований с особым статусом утверждаются постановлениями их исполнительных органов после дачи заключения Национальной комиссией по геральдике.
    (5) Владельцами территориальных символов являются соответствующие административно-территориальные единицы. Право распоряжения территориальными символами принадлежит представительным органам соответствующих единиц.
    (6) Территориальные символы являются публичной собственностью государства и не подлежат отчуждению, на них не может обращаться взыскание и не распространяется срок исковой давности.

Articolul 8. Comisia Naţională de Heraldică
    (1) Comisia Naţională de Heraldică, instituită pe lîngă Preşedintele Republicii Moldova, este autoritatea naţională care promovează politica de stat unitară în domeniul simbolurilor publice în Republica Moldova.
    (2) Comisia Naţională de Heraldică stabileşte normele naţionale şi condiţiile teoretice, tehnice şi practice de elaborare, de instituire, de înregistrare, de evidenţă, de confecţionare, de utilizare, de păstrare şi de promovare a simbolurilor publice, exercită controlul asupra respectării acestor norme şi condiţii.

Articolul 14. Protecţia juridică a simbolurilor publice
    (4) Beneficiază de protecţie juridică numai simbolurile publice înregistrate în Armorialul General al Republicii Moldova.

În concluzie

Autorităţile autonomiei de la Comrat sfidează bunul simţ şi legislaţia în vigoare a Republicii Moldova, în mod special Legea cu privire la Simbolurile publice (în vigoare de la 1.01.2012). Promovând noi însemne faleristice, care nu se încadrează standardelor medalisticii naţionale şi nu au fost avizate de către Comisia Naţională de Heraldică de pe lângă Preşedintele Republicii Moldova – se profanează sistemul politicii de stat în domeniul simbolurilor publice şi se încalcă Art. 5 al prezentei legi, propagându-se acţiuni de încurajare a separatismului şi subminându-se integritatea statului, sub aspectul respectului faţă de Simbolurile publice.

dr., conferenţiar, Vlad MISCHEVCA (membru al CNH).

Chişinău, 8 septembrie 2012.



Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu